Мюнцкабинет
Пятница, 29.03.2024, 03:42
Меню сайта

Категории раздела
Нумизматика [108]
Бонистика [59]
Фалеристика [69]
Гравёры [18]
Художники [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Главная » Статьи » Художники

Антон Брониславович Мадейский

Антон Брониславович Мадейский — польский скульптор, медальер, художник, автор изображений, выгравированных на монетах Второй Речи Посполитой. Родился 16 октября 1862 года в селе Большая Фосня, Овруцкого района, Житомирской области.

В 1882-1886 годах он учился в Краковской академии изящных искусств у Исидора Яблонского, Владислава Лущкевича и Валерия Гадомского. С 1886 по 1890 год Мадейский продолжил учебу в Венской академии в студии Германа Хельмера, Карла Кундмана и Каспара Клеменса Цумбуша. С 1893 по 1898 год он изучал скульптуру в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Успешно участвовал в ежегодных академических выставках и был известен, как один из самых плодовитых скульпторов, работавших в то время в городе на Неве. Проживая в Санкт-Петербурге, Мадейский много путешествовал по Польше, выезжал во Францию, Германию и Италию.

Антон Брониславович Мадейский

Скульптор Антон Мадейский (в шляпе) в сопровождении профессора Кароля Карчмарчика на крыше Дворца прессы.

В 1898 году Мадейский окончательно переехал в Рим, где с перерывами жил до конца жизни. В Риме он ведёт оживлённую деятельность, активно участвует в художественной жизни местной польской диаспоры. Его мастерская на улице Фламиния, 36 рассматривается, как своего рода художественный салон, и – из-за помощи, которую он оказывал полякам – «польское посольство» в Риме. В 1899 году художник организовал польские чтения в старинном литературном Кафе Греко на улице Кондотти. Назначил опеку над художником Александром Герымским, проходившего курс лечения в психиатрической больнице. После смерти художника, организовал посмертную выставку его картин в Обществе поощрения художеств в 1902 году, и выполнил (частично за счёт собственных средств) бюст Герымского на его могиле, на кладбище Кампо Верано в Риме.

В первые годы своего пребывания в Риме Мадейский поддался некоторому влиянию новых течений, что нашло свое отражение в повышенной экспрессии композиции, волнистых изгибах линий и мягкости моделирования его скульптур. От этих тенденций он быстро избавился под влиянием искусства античности и, особенно, итальянского Возрождения, оставшись приверженцем этого стиля в искусстве до конца жизни. Его скульптурные композиции сдержанные, величавые, иногда даже холодные в своей религиозности, но выполнены с большим мастерством. К работам этого периода относятся монументальный бюст Яна Матейко, установленный в нише на фасаде здания Дворца изящных искусств в Кракове (1901), а также два надгробия в Вавельском соборе: королевы Ядвиги (заказ Кароля Ланцкоронского, 1902) и короля Владислава III Варненьчика (заказ кардинала Яна Пузины, 1906). Вавельские монументальные произведения принесли Мадейскому славу, и привели к притоку заказов из Польши, в основном от семей Сангушко, Тарновских и Чарторыйских.

Антон Брониславович Мадейский

Бюст Яна Матейко. Бронза, 1900.

Антон Брониславович Мадейский

Гробница королевы Ядвиги.Белый каррарский мрамор. 1902.

Антон Брониславович Мадейский

Фрагмент гробницы королевы Ядвиги.

Антон Брониславович Мадейский

Гробница короля Владислава III Варненьчика. Бронза. 1906.

Также он выполнил: эпитафию Владислава Чарторыйского (в Вавельском соборе), рельеф с изображением Стефана Батория (для Королевского замка на Вавеле, 1903), памятник Маурицию Дружбацкому (в церкви Петра и Павла, отлит в Риме в 1912 году).

Антон Брониславович Мадейский

Бюст Романа Дамиана Сангушко. Мрамор. 1913–1914.

Антон Брониславович Мадейский

Боль (Печаль, Молитва). Белый мрамор.

Антон Брониславович Мадейский
Бюст Фредерика Шопена. Бронза, 1933.

В знак признания его заслуг для Кракова, в 1908 году Антон Мадейский был награжден Рыцарским крестом ордена Франца Иосифа.

В 1925 году Мадейский участвует в конкурсе на проект польских золотых монет, объявленный Национальным монетным двором в Варшаве. Его работа с изображением женщины в платке и венке из клевера на фоне колосьев получила вторую премию. Были отчеканены пробные монеты, но в серию они не пошли.

Антон Брониславович Мадейский
20 злотых, 1925. Проба. Бронза; 21 мм; 4,6 г. Тираж 105 штук.

Музой для Антона Мадейского при создании этого образа стала пани Янина Морштынова, урожденная Жултовская, жена польского военного атташе в Риме, писателя Людвика Херонима Морштына. Антон Мадейский познакомился с ней еще до Первой мировой войны. Янина Жултовская вместе с родителями посещала его семинары в Риме. Эскиз для монет художник выполнил с её портрета.

Антон Брониславович Мадейский

Первый съезд поэтов в доме Людвика Херонима Морштына в Плавовицах под Краковом, 1928. Первая слева в верхнем ряду пани Янина Морштынова.

Проект Мадейского с символическим изображением Полонии позже был реализован на реверсе двух, пяти и десятизлотовых серебряных монет, введённых в обращение в 1932 году.

Антон Брониславович Мадейский 

10 злотых, 1932. Проба. Ag 750; 34 мм; 22 г. Тираж 100 штук.

Антон Брониславович Мадейский

2 злотых, 1933. Ag 750; 22 мм; 4,4 г. Общий тираж 25 200 000 штук. Монеты этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены в обращение 31 октября 1932 года.

Антон Брониславович Мадейский 

5 злотых, 1932. Ag 750; 28 мм; 11 г. Общий тираж 15 250 000 штук.

Часть тиража монет 1932 года без знака монетного двора были отчеканены на Королевском монетном дворе Великобритании (Лондон). Монеты этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены в обращение 1 декабря 1932 года.

Антон Брониславович Мадейский 

10 злотых, 1932. Ag 750; 34 мм; 22 г. Общий тираж 11 900 000 штук.

Монеты этого типа выпускалась в 1932–1933 гг. Введены в обращение 29 августа 1932 года.

После начала Второй мировой войны и оккупации Польши, 21 декабря 1939 года монеты были изъяты из обращения.

По случаю 50-летия творческой деятельности Мадейского, Общество поощрения художеств организовало в 1935 году юбилейную выставку его работ. Помимо скульптур были выставлены картины маслом, акварели, рисунки и фотографии. Юбилейная выставка вызвала интерес критиков к творчеству Мадейского и подытожила достижения художника. Критики дали высокую оценку исторической эрудиции Мадейского, солидному академическому опыту, большому вниманию к точности изображения и сдержанной внутренней экспрессии (Вацлав Хусарский, 1939). В 1936 году он был избран членом совета и ревизионной комиссии Ассоциации польских художников «Капитолий» в Риме.

Антон Мадейский умер 2 февраля 1939 года в Риме и был похоронен на кладбище Кампо Верано.

29 марта 2006 года в серии «История злотого» Польским Народным Банком были выпущены монеты номиналом 2 злотых из нордика и 10 злотых из серебра с изображением монет образца 1932 года.

Антон Брониславович Мадейский 

2 злотых, 2006. Нордик; 27 мм; 8,15 г. Тираж 1 000 000 штук.

Антон Брониславович Мадейский 

10 злотых, 2006. Ag 925; 32 мм; 14,14 г. Тираж 61 000 штук.

Категория: Художники | Добавил: GrossusBasilevs (28.07.2013)
Просмотров: 842 | Теги: злотый, художник, Antoni Franciszek Mieczysław Madeys, Антон Мадейский, Польша | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz