Первые бумажные деньги в империи Габсбургов появились в обращении в
1762 г. Их введение откладывалось из-за опасений, вызванных инфляцией
бумажных денег, выпущенных во Франции в начале XVIII в. спекулянтом
Джоном Лоу. По плану, предложенному в 1759 г. графом Хетцфилдом,
отпечатали пробные оттиски билетов номиналами 5, 10 и 20 гульденов.
Нехватка
денег вследствие Семилетней войны с Пруссией (1756—1762 гг.) вынудила
Придворную камеру — учреждение, исполняющее функции министерства
финансов, к выпуску беспроцентных облигаций государственного займа
номиналами в 5, 10, 25, 50 и 100 гульденов, получивших свободное
обращение как нарицательные деньги и выполнявших обе функции. Облигации
выпускал Венский городской банк, основанный в 1705 г. как приватный
банк, а вследствие финансовых трудностей преобразованный в
государственное учреждение. Облигации получили название "банкоцеттели”, в
точном переводе — банковские билеты, хотя в современном понимании они
ими не были, балансируя на грани между облигациями и казначейскими
билетами. Название "банкоцеттель” как бы отвлекало от действительного
назначения — принести государству "звонкую” монету, подчеркивая функцию
средства денежного обращения, которая, по сути, была вторичной.
Банкоцеттели,
выпускаемые в 1762—1806 гг., предназначались не для всех слоев граждан
(самый низкий номинал — 5 гульденов соответствовал месячному
прожиточному минимуму семьи из четырех человек), а лишь для богатых,
владевших достаточным количеством денег. Но даже для них банкоцеттели
стали новым явлением, и доверие к ним нужно было еще завоевать. Поэтому
помимо выгодных правил использования банкоцеттели получили внешний вид
современных процентных облигаций чешских и штирских дворянских сословий,
о которых высшие слои населения уже знали. Кроме того, за исключением
английских и шведских бумажных денег в Европе не было примеров для их
внешнего оформления.
Банкоцеттели выпуска 1762 г. имеют вид
печатаного текстового документа, вертикального формата, с
типографическими украшениями в виде простых орнаментов или стилизованных
растительных мотивов, какие применялись на титульных сторонах книг или
официальных документов второй половины XVIII в. Все банкоцеттели имели
одинаковые размеры (85х170мм) и были двухцветными. Преобладающий цвет
купюр номиналами в 5—25 гульденов — черный, 50 и 100 гульденов —
красный.
Изменяющийся
наклон букв служил специфическим защитным элементом против подделки
банкоцеттелей и имитирования ручным перерисовыванием. Этот элемент
сохранился еще на пяти выпусках бумажных денег. Почти в течение 50 лет
банкоцеттели несколько раз меняли внешний вид и улучшались технически.
Все купюры выпуска 1771 г. сохранили вид банкоцеттелей выпуска 1762 г.,
хотя их дополнили купюры номиналами в 500 и 1000 гульденов, отпечатанные
лишь с применением черной краски.
Сходный
цвет облегчал обмен мелких купюр на крупные, требовал повышенной
осторожности при обращении с этими деньгами. Поэтому отдельные купюры
выпуска 1784 г. сохранили только внешний стиль и отличались четкими
различиями в орнаментике, положении тех же элементов, использованных на
купюрах разных достоинств. Кроме того, купюры в 500 и 1000 гульденов
получили горизонтальный, почти квадратный формат, для их отличия от
купюр в 5—100 гульденов, сохранивших вертикальную форму.
Все
банкоцеттели визуально образуют одну систему: орнаментальная полоса при
нижнем крае рамки одной купюры повторяется на боковых сторонах рамки
крупной купюры. Так появилась возможность определять достоинство даже
фрагментов испорченных или измененных купюр. На первый взгляд, данная
система не очень примечательна. Банкоцеттели этого выпуска защищены
водяными знаками. По-видимому, все изменения были сделаны на основе
анализа банкоцеттелей выпуска 1771 г. вследствие замены разных купюр
того же цвета и формата, а также мелких их достоинств на крупные. Вид
банкоцеттелей выпуска 1784 г. — грубый, не очень приятный.
Отдельные
купюры выпуска 1796 г. сохранили общий стиль, но стали самостоятельной
графической единицей. Декоративные элементы на них уже не повторялись.
Вид — более мелкий, в стиле позднего рококо, и с эстетической точки
зрения гораздо лучше, чем у прежних выпусков. Орнаментальная рамка на
билетах по краю, в отличие от купюр других выпусков, отсутствует, но ее
функцию частично выполняют надписи по боковым сторонам банкоцеттелей.
Очень
прогрессивным элементом являются совершенные полутоновые водяные знаки.
Их формат также унифицирован (90х200мм), вертикальный. Новые размеры и
формат банкоцеттелей можно назвать шагом назад, но, возможно, те, кто
создавали их в 1796 г., сочетали графические разницы отдельных купюр и
считали, что этого достаточно для их отличия. Вероятно, опыт работы над
разными купюрами тех же размеров не был положительным. Исключением стали
банкноты образца 1816 г. Больше бумажных денег с унифицированными
размерами в монархии Габсбургов уже не выпускали. Стиль банкоцеттелей
выпуска 1800 г. такой же, как и на прежних выпусках. Но на них снова
появились рамки по краям, орнаменты потеряли вид сборных, может быть,
лишь вторично использованных элементов.
По форме и размерам
банкоцеттели этого выпуска отличались. Купюры номиналами в 1—5 гульденов
были вертикальными, купюры в 10—100 гульденов — квадратными, а купюры в
500 и 1000 гульденов — горизонтальными. Кроме того, размеры всех купюр
банкоцеттелей стали меньше, чем у прежних выпусков.
На билетах в 10 и 25 гульденов появились гербы Богемии и Венгрии: двух главных королевств в составе монархии Габсбургов.
Вероятно,
в связи с инфляционным характером данного выпуска и нехваткой бумаги
для печатания огромного количества банкоцеттелей до 1800 г. не
выпускались мелкие номиналы — в 1 и 2 гульдена.
Банкоцеттели выпуска
1806 г. в принципе сохранили традиционную композицию. Купюры номиналами в
5, 10, 25 и 50 гульденов — вертикальные, купюры в 100 и 500 гульденов —
горизонтальные. Роль типографических украшений уменьшилась. Вместо них
стали использовать сложные переплетающиеся кривые. На купюре в 25
гульденов они даже заполнили всю её площадь, перегрузив её и ухудшив
четкость текста. Но роль кривых на этих банкоцеттелях, прежде всего
защитная. Они свободно нарисованы художником, но в определенном смысле
представляют собой переход к идее математических кривых — гилош. Крупные
купюры данного выпуска — двухцветные, в 25 и 50 гульденов — черные и
темно-коричневые, 100 и 500 гульденов — черные и красные. Двухцветная
печать выполняла защитную роль: почти незаметное различие между
коричневым и черным цветами являлось даже своего рода ловушкой для
фальшивомонетчиков.
На
купюрах в 10 и 25 гульденов снова изображались гербы Богемии и Венгрии.
Билеты выпуска 1806 г. были двухсторонними. На них появился новый
защитный элемент — повторение изображения с лицевой стороны на оборотной
стороне, в упрощенной форме и зеркальном отражении. При рассмотрении
купюры на свет оба изображения совмещаются с точностью до 0,3 мм. Такими
изображениями печатная фабрика Венского городского банка опередила
развитие защитной печати почти на 200 лет.