Взамен обесцененных банкоцеттелей в 1811 г. был выпущен новый вид
бумажных денег — обменные билеты (Einlösungsscheine). В апреле 1813 г.
их сменили так называемые антиципационные билеты (Antiсipationsscheine),
чтобы формально скрыть перед населением инфляционный выпуск обменных
билетов образца 1811 г. Билеты данных выпусков оформлялись новым
способом. Они приобрели форму текстовой виньетки с широкой рамкой по
краям, композиция которой представляет собой симметричную матрицу с
девятью полями, что характерно для большинства австрийских бумажных
денег (до конца ХIХ в.). Середина краев и углы орнаментальной рамки
билетов выпуска 1811 г. и 1813 г. представляют воображаемые внешние поля
матрицы. На нижнем крае купюр — государственный герб или защитная
решетка с ручной нумерацией, в углах розетки. Орнаменты получили форму
повторяющихся кривых, выполненных граверной машиной, сконструированной
Якобом Дегеном.
На
билетах образца 1811 г. они еще простые: кружки, эллипсы или спирали,
но на купюрах выпуска 1813 г. это уже сложные геометрические кривые. На
купюрах образца 1811 г. можно еще найти мелкие растительные орнаменты в
стиле ампир, но на билетах 1813 г. преобладают геометрические кривые.
Формат бумажных денег — горизонтальный, только купюры в 2 и 5 гульденов
(1813 г.) — вертикальные.
В
выпуске 1813 г. на билетах в качестве защитного элемента применялись
сложные для подделки мелкие линии. Шагом назад стало использование
односторонней печати. Однако она будет характерной для всех австрийских
банкнот и некоторых казначейских билетов до 1863 г. В 1816 г. был
основан Привилегированный Австрийский национальный банк, независимое от
государства акционерное сообщество. Его задачами являлись выпуск
банкнот, покрытых полноценной серебряной монетой, и изъятие из обращения
билетов образца 1811 г. и 1813 г. Банк занимался оформлением банкнот
выпуска 1816 г.
Защитным
их элементом стали решетки на каждой купюре на фоне обозначений
достоинства банкнот в правом нижнем углу, в середине билета, на фоне
ручной нумерации в верхнем правом углу. По сравнению с билетами Банка
Англии такие защитные решетки на австрийских банкнотах считались
прогрессивным элементом. При этом на них осталась одна устаревшая черта
(по сравнению с бумажными деньгами Англии и России) — ручная нумерация.
Похожие размеры всех купюр появились в монархии Габсбургов на банкнотах
выпуска 1816 г. в последний раз. Графическую концепцию купюр образца
1816 г. можно объяснить стремлением избежать визуальных ассоциаций с
обесцененными бумажными деньгами прежних выпусков. Возможно, это связано
и с английским кредитом на поддержку австрийской валютной системы. Композиция банкнот выпуска 1825 г. — по сути, возвращение к стилю билетов образца 1813 г. Схему
с замкнутой рамкой можно найти лишь на купюрах в 100 и 1000 гульденов.
На более мелких купюрах (10 и 25 гульденов) — рамка тонкая или совсем
отсутствует (50 и 500 гульденов).
На
купюрах в 50 гульденов поля матрицы пустые или выполнены рельефным
тиснением, изображающим государственный герб и орнамент, как и на
билетах номиналами в 5, 10, 25 гульденов. Банкноты меньше перегружены
графическими элементами. Их техническая новизна — двухцветная печать с
помощью двойных клише, которую изобрели сначала в 1820 г. Якоб Деген (в
Австрии), затем в 1821 г. Вильям Конгрев (в Англии). Данная технология
повысила степень защиты бумажных денег от подделок. Еще одним новым
элементом стала машинная нумерация. Формат банкнот выпуска 1825 г. —
горизонтальный, только билет в 10 гульденов — вертикальный. Появилась
схема форматов двух мелких номиналов: купюры из голубой и красной бумаги
в 5 и 10 гульденов, чтобы помочь неграмотным гражданам различать билеты
этих достоинств. С эстетической точки зрения банкноты выпуска 1825 г.
имели прекрасную комбинацию механической гравюры, высококачественные
кривые гилош и богатые орнаментальные украшения в стиле ампир. Автор
эскизов — Йоганн Баптист Данцингер работал в Привилегированном
Австрийском национальном банке. Выпуски 1833 г. и 1834 г. состояли из
купюр в 5 и 10 гульденов, которые быстро изнашивались: печать с помощью
двойных клише была нерентабельной, поэтому их изготавливали
одноцветными.
Композиция
банкнот последовательно вернулась к билетам в 10 и 20 гульденов образца
1813 г., но на более высоком техническом уровне. Купюры печатали
двойными, очень сложными клише, но только черной краской. Уровень
изображений на банкнотах достиг предела возможностей книжной печати,
применявшихся в то время. Однако с эстетической точки зрения бумажные
деньги данных выпусков очень перегружены элементами и оставляют довольно
грустное впечатление.