Сертификаты выпускались с сентября 1923г. И предназначались для
увеличения оборотных средств Народного комиссариата путей сообщения
(НКПС). Они были обязательны к приёму в оплату всех перевозок и других
услуг железнодорожного, морского и речного транспорта. Приём в платежи и
погашение производились по курсу золотого рубля, установленного
котировальной комиссией.
В условиях обращения обесценивающихся совзнаков сертификаты НКПС
получили всеобщее признание в качестве разменных денег устойчивой валюты
в золотом исчислении по отношению к банковскому билету – червонцу,
уверенно внедряющемуся в обращение и вытесняющему совзнак.
Было осуществлено пять выпусков транспортных сертификатов достоинством в 5 руб. золотом.
Оформление всех сертификатов однотипное с некоторыми изменениями в
тексте. Кремовая бумага размерами от 180х97 до 184х102мм. имела тиснение
под ткань. На лицевой стороне сверху – государственный герб РСФСР и
эмблема НКПС, внизу – изображение поезда. Печать лилово-коричневая. В
центре наверху – синяя гильоширная виньетка с обозначением достоинства
сертификата цифрой и буквенной надписью синего цвета. Слева – свободное
поле с водяным знаком: в овале изображение со скульптуры И.Д. Шадра
«Рабочий», цифра номинала вверху и надпись «пять рублей» внизу.
Остальное поле сертификата размером 124х102мм. имеет водяной знак в виде
волнистых линий узора «муар», в центре – аббревиатура НКПС. На обратной
стороне содержатся условия обращения сертификатов и выписка из
правительственного документа: на первом выпуске – из декрета Совета
Народных Комиссаров РСФСР, на последующих – из постановления Совета
Труда и Обороны СССР.
Транспортные сертификаты были изъяты из обращения в июле 1924г. После проведения денежной реформы.
Известны сертификаты со сроками до 1 марта и 1 мая 1924г.
|