Люди старшего поколения помнят, должно быть, старый бумажный рубль
величиной с ладонь, изъятый из обращения во время хрущевской реформы
1961 года. Пышный, в необарочных завитках, витиеватостью своего
орнамента он словно олицетворял мощь первого в мире государства рабочих и
крестьян. Грозная предупреждающая сентенция "Подделка государственных
казначейских билетов преследуется по закону" охвачена синими змеевидными
"шлангами", которые вверху, над надписью, дважды сплетаются в виде
двойной спирали.
Это сплетение внешне знакомо каждому, кто интересовался искусством Древнего Египта. Ну конечно - плита Нармера!
Более чем полуметровый блок серого шифера экспонируется в центре
зала додинастического искусства Каирского музея. Здесь нет толпы (она
этажом выше - глазеет на сокровища гробницы Тутанхамона), к стеклянному
кубу можно подойти вплотную, постоять.
Один из древнейших памятников культуры в истории человечества - ему
примерно 5 тысяч лет. Еще не было великих пирамид, еще не строили
ирригационных каналов в долине Нила, фараоны еще носили неведомые нам
имена, а Древних Египтов было два - Верхний, или Южный, более
воинственный и могущественный, и Нижний, или Северный, размещенный в
дельте Нила. На обеих сторонах плиты в технике плоского рельефа
изображены сцены победы фараона Южного Египта над властителем Северного -
объединителя страны.
В центре поля оборотной стороны размещена символическая сцена
неясного содержания: два человека веревками сдерживают головы двух
фантастических животных, свивших шеи в двойную спираль, - что-то
наподобие змеиношеих жирафов.
Существует несколько версий, пытающихся объяснить этот рельеф. То
ли, в самом деле, когда-то в дельте Нила паслись такие, "двухэтажные"
жирафы, прирученные древними египтянами. То ли в зооморфном пантеоне эти
чудища символизировали равновеликих сцепившихся богов - покровителей
Севера и Юга. Прагматичные историки склонны полагать, что круглое
углубление, образованное двумя шеями, использовалось для растирания
красок художниками.
Как бы то ни было, главная тема первого в истории
высокохудожественного памятника, объединяющая все рельефные сюжеты, -
торжество победителей, покоривших грозного врага.
Советский рубль с орнаментальной цитатой из плиты Нармера был
выпущен в обращение в 1947 году. Рисунок купюры наверняка обдумывался
раньше, в 1946 или даже в 1945 году - как раз после победы над
гитлеровской Германией. Художник был, как видно, человеком, в истории
искусств искушенным: отыскал истоки темы военной победы в запредельной
исторической дали.
А может, решил тонко польстить победоносному генералиссимусу,
сравнив его таким образом с фараоном Нармером. Ведь изображать самого
себя на денежных знаках "скромный" вождь народов не позволял - вот
изобретательный художник и нашел изощренный способ прославить
"объединителя земель" Восточной Европы.
Такая параллель между государством могущественных фараонов и страной
победившего социализма могла и не быть одобрена всесильной цензурой.
Поэтому аналогия ненавязчива, всего в одном декоративном элементе. В
случае грозного окрика сверху можно было все списать на случайность. А
то, в самом деле, что за намеки на рабовладельческую империю? Впрочем,
если бы кто и придрался, всегда можно было указать на серп и молот на
фоне восходящего солнца - выше змееподобных "шлангов". Так что
лояльность к строю оставалась вне сомнений.
Вот каким непростым был послевоенный целковый.
1 рубль 1947 г. Плита фараона Нармера
|