После окончания Первой Мировой войны Германия осталась практически
без флота. К концу 1921 года в составе ВМФ Германии числилось 8 древних
линкоров-додредноутов, 8 устаревших легких крейсеров, 32 миноносца, 32
тральщика, 18 патрульных кораблей, 5 учебных кораблей и 33
вспомогательных судна. Это было все, что удалось сохранить после
сражений и репараций от некогда великого флота. Численность личного
состава Германского военно-морского флота ограничивалась 15 тысячами
человек. Все это, конечно же, было сильнейшим ударом по самолюбию
немцев, имевших перед Великой Войной второй флот в мире.
Особенно не хватало учебных судов. Поэтому, не смотря на крайнюю
нужду в финансах Рейхсмарине, в начале 1921 года решили переделать
захваченный во время Первой Мировой войны норвежский парусник в учебное
парусное судно. Хотя парусник был не совсем норвежским: четырехмачтовая
шхуна «Мортен Йенсен» была построена в Дании на Фредериксхавнской верфи
«Frederikshavn’s Værf og Flydedok» в 1913 году и первоначально
принадлежала пароходству «F.L. Knakkegaard»
из Нюкёбинга. В 1916 году судно было продано Норвегии и переименовано в
«Тюхольм». Однако судьба парусника в качестве норвежской шхуны
оказалась недолгой – 22 ноября 1916 года в Северном море парусник с
грузом необструганной доски для Великобритании был остановлен немецкой
подводной лодкой UB-41 под командованием Фридриха Карла Зихарта фон
Зихартсхоффена. После осмотра призовой командой и ареста груза шхуна
была сопровождена в Киль. До конца войны судно работало на каботажных
линиях и служило бункеровщиком. Новые названия сыпались на шхуну, как
дождь – «Альдебаран», «Ниобе», «Шван». Судно успело поработать при
морском училище во Фленсбург-Мюрвике, использовалось для чартерных
рейсов у побережья, и даже было передано на время одной из немецких
кинокомпаний. Наконец в 1922 году парусник решили перестроить в учебное
судно. Задачу эту поручили Феликсу фон Люкнеру – знаменитому командиру
парусного рейдера «Зееадлер». Было решено основательно перестроить
«Шван» – сняли четвертую мачту, полностью заменили парусное вооружение,
капитально переделали корпус судна, и четырехмачтовая шхуна превратилась
в элегантную трехмачтовую баркентину. Корабль окрестили «Ниобе». Он
имел следующие характеристики:
Тип судна трехмачтовая шхуна-барк;
Водоизмещение 675 тонн дедвейта;
Площадь парусов 953 кв.м.;
Длина корабля 46,1 м, максимальная - 58 м.;
Ширина корабля 9,17 м.;
Осадка около 5 м.;
Экипаж 115 человек (35 членов экипажа и до 80 кадетов);
Высота грот-мачты 34,8 м.;
Силовая установка двухцилиндровый двухтактный дизельный двигатель;
Мощность 240 л.с.;
Балласт 155 т стального балласта.
6 февраля 1922 года в Вильгельмсхаффене в торжественной обстановке
«Ниобе» приняла на борт команду и первых кадетов. Каждый год четыре
учебных курса (три для кандидатов в унтер-офицеры, четвертый для
кандидатов в офицеры) курсанты проходили на новом судне практику,
которая длилась от 2 до 3 месяцев. Двенадцать дней давалось на
теоретические упражнения и знакомство с кораблем, а затем парусник
совершал плавания в Северном или Балтийском море, а иногда и в
Атлантике.
26 июля 1932 года произошла трагедия. «Ниобе» шел из Киля в плавание
по Балтийскому морю. Первая остановка должна была быть в Варнемюнде. На
ночь судно остановилось на якоре у острова Ферман. Дул свежий
юго-западный ветер силой 3-4 балла. Утром судно снялось с якоря, в 13.00
был пройден плавучий маяк Ферман-Бельт, меж тем на юго-западе были
замечены грозовые облака. Командир учебного судна капитан-лейтенант
Руфус приказал убрать верхние паруса и зарифить остальные. Заморосил
дождь. В 14.27 внезапно начался шквальный ветер, и огромная приливная
волна накренила судно примерно на 40-50 градусов. О дальнейшем говорит
донесение начальника плавучего маяка Фермарн-Бельт Томсена:
26 июля около 14 ч. плавучий маяк Фемарн-Бельт и учебный корабль
«Ниобе» вели переговоры флажными сигналами. В 14.15 «Ниобе», который уже
спустил брамсели, проходил плавучий маяк. Расстояние до парусника
составляло около 0,5 морских миль. Около 14.30, в то время как команда
учебного судна убирала паруса, налетел сильный грозовой шквал – с силой
ветра до 7 балов с юга, позже изменив направление на юго-западное - с
ливневым дождем.
В эту же минуту «Ниобе» опрокинулся. Я видел только лишь, как часть корабля выделяется из воды.
Спасательная шлюпка с моего плавучего маяка сразу помчалась к
месту трагедии. Несмотря на угрожающую метеорологическую ситуацию, я
считал необходимым лично вести лодку и лично руководить спасательной
операцией.
Чтобы обратить внимание на происходящую трагедию проходящего мимо
парохода «Тереза Русс», я просил дать несколько громких гудков. Однако
пароход сам наблюдал аварию, и сразу же подошел к месту, где затонул
«Ниобе». Мы спасли 19 человек, в том числе и командира судна.
Все пострадавшие в трагедии находились в районе 50-100 м,
частично без спасательных жилетов. Некоторые цеплялись за выброшенные
обломки рангоута и таким образом держались на воде.
Наша спасательная акция была закончена всего за 30 минут. Спасенные передавались на пароход «Тереза Русс».
Иллюминаторы нижних деков по недосмотру вахтенных офицеров были
открыты, и вода быстро заполнила помещения левого борта. Первый помощник
пытался повернуть судно по ветру, но «Ниобе» быстро накренилось и
опрокинулось в течение двух-трех минут. Столь быстрая гибель баркентины
определила и большое количество жертв – погибли 69 человек (3 офицера,
корабельный врач, казначей, 10 кандидатов в офицеры, 8 унтер-офицеров,
36 кандидатов в унтер-офицеры, 9 матросов и кок). К месту трагедии
подошло множество кораблей и судов: крейсеры «Кельн» и «Кенигсберг»,
пароход Гамбургского пароходства «Терезе Русс», спасательная шлюпка
плавучего маяка, быстроходные катера. Однако спасти удалось лишь 40
человек, в том числе и командира «Ниобе» Руфусса.
Состоялся военный трибунал, рассмотревший дело «Ниобе». Слушание
продолжалось неделю, и суд постановил, что командир парусника не виноват
в случившемся. Судьи признали ситуацию форс-мажорной, никакой моряк не
смог бы спасти судно.
21 августа 1932 года поднятый со дна моря парусник привели в Кильскую
бухту. Рейхсмарине срочно арендовало пять маленьких шхун, чтобы как-то
продолжить обучение кадетов «Команды-32», однако все это были полумеры.
Для строительства нового учебного судна был учрежден благотворительный
фонд «Пожертвования «Ниобе», куда каждый житель Германии считал
обязанностью внести хоть какие-нибудь деньги. Трагедия объединила
немцев: даже Монетный двор выпустил медали с изображением парусника,
которые были переданы фонду как безвозмездная помощь. В результате было
собранно более 200 тысяч марок, что позволило приступить к
проектированию и строительству нового учебного судна.
Серебряная медаль, 1932. Гибель морского парусника «Ниобе». Аверс: парусник в море. Реверс: крест над морем. Надпись на гурте: Прусская государственная монета. Серебро 900 пробы. 36,2 мм; 21,85 г.Гравёр Оскар Глёклер.
Золотая медаль, 1932. Гибель морского парусника «Ниобе».
Аверс: парусник в море. Реверс: крест над морем. Надпись на гурте:
Прусская государственная монета. Золото 18 карат. 22,67 мм; 6,48 г.
Гравёр Оскар Глёклер. Была такая же медаль диаметром 36 мм и весом 21,63
грамма.
Серебряная медаль, 1932. Памяти жертв Ниобе. Аверс: женская фигура
между орлом и флагом. Реверс: корабль в море. 36 мм; 19,96 г. Гравёр
Карл Гётц.
Текст из журнала «Морская компания» №2 за 2008 год.
|