Антон Брониславович Мадейский — польский скульптор, медальер, художник, автор изображений, выгравированных на монетах Второй Речи Посполитой. Родился 16 октября 1862 года в селе Большая Фосня, Овруцкого района, Житомирской области.
В 1882-1886 годах он учился в Краковской академии изящных
искусств у Исидора Яблонского, Владислава Лущкевича и Валерия
Гадомского. С 1886 по 1890 год Мадейский продолжил учебу в Венской
академии в студии Германа Хельмера, Карла Кундмана и Каспара Клеменса
Цумбуша. С 1893 по 1898 год он изучал скульптуру в Санкт-Петербургской
Императорской Академии художеств. Успешно участвовал в ежегодных
академических выставках и был известен, как один из самых плодовитых
скульпторов, работавших в то время в городе на Неве. Проживая в
Санкт-Петербурге, Мадейский много путешествовал по Польше, выезжал во
Францию, Германию и Италию.
Скульптор Антон Мадейский (в шляпе) в сопровождении профессора Кароля Карчмарчика на крыше Дворца прессы.
В 1898 году Мадейский
окончательно переехал в Рим, где с перерывами жил до конца жизни. В Риме
он ведёт оживлённую деятельность, активно участвует в художественной
жизни местной польской диаспоры. Его мастерская на улице Фламиния, 36
рассматривается, как своего рода художественный салон, и – из-за помощи,
которую он оказывал полякам – «польское посольство» в Риме. В 1899 году
художник организовал польские чтения в старинном
литературном Кафе Греко на улице Кондотти. Назначил опеку над
художником Александром Герымским, проходившего курс лечения в
психиатрической больнице. После смерти художника, организовал посмертную
выставку его картин в Обществе поощрения художеств в 1902 году, и
выполнил (частично за счёт собственных средств) бюст Герымского на его
могиле, на кладбище Кампо Верано в Риме.
В первые годы своего пребывания в Риме Мадейский
поддался некоторому влиянию новых течений, что нашло свое отражение в
повышенной экспрессии композиции, волнистых изгибах линий и мягкости
моделирования его скульптур. От этих тенденций он быстро избавился под
влиянием искусства античности и, особенно, итальянского Возрождения,
оставшись приверженцем этого стиля в искусстве до конца жизни.
Его скульптурные композиции сдержанные, величавые, иногда даже холодные
в своей религиозности, но выполнены с большим мастерством. К работам
этого периода относятся монументальный бюст Яна Матейко, установленный в
нише на фасаде здания Дворца изящных искусств в Кракове (1901), а также два надгробия в Вавельском соборе: королевы Ядвиги (заказ Кароля Ланцкоронского, 1902) и короля Владислава III Варненьчика
(заказ кардинала Яна Пузины, 1906). Вавельские монументальные
произведения принесли Мадейскому славу, и привели к притоку заказов из
Польши, в основном от семей Сангушко, Тарновских и Чарторыйских.
Бюст Яна Матейко. Бронза, 1900.
Гробница королевы Ядвиги.Белый каррарский мрамор. 1902.
Фрагмент гробницы королевы Ядвиги.
Гробница короля Владислава III Варненьчика. Бронза. 1906.
Также он выполнил: эпитафию Владислава Чарторыйского (в
Вавельском соборе), рельеф с изображением Стефана Батория (для
Королевского замка на Вавеле, 1903), памятник Маурицию Дружбацкому (в
церкви Петра и Павла, отлит в Риме в 1912 году).
Бюст Романа Дамиана Сангушко. Мрамор. 1913–1914.
Боль (Печаль, Молитва). Белый мрамор.
Бюст Фредерика Шопена. Бронза, 1933.
В знак признания его заслуг для Кракова, в 1908 году Антон Мадейский был награжден Рыцарским крестом ордена Франца Иосифа.
В 1925 году Мадейский участвует в конкурсе на проект польских золотых монет, объявленный Национальным монетным двором в Варшаве. Его работа с изображением женщины в платке и венке из клевера на фоне колосьев получила вторую премию. Были отчеканены пробные монеты, но в серию они не пошли.
20 злотых, 1925. Проба. Бронза; 21 мм; 4,6 г. Тираж 105 штук.
Музой для Антона Мадейского при создании этого образа стала пани
Янина Морштынова, урожденная Жултовская, жена польского военного атташе в
Риме, писателя Людвика Херонима Морштына. Антон Мадейский познакомился с
ней еще до Первой мировой войны. Янина Жултовская вместе с родителями
посещала его семинары в Риме. Эскиз для монет художник выполнил с её
портрета.
Первый съезд поэтов в доме Людвика
Херонима Морштына в Плавовицах под Краковом, 1928. Первая слева в
верхнем ряду пани Янина Морштынова.
Проект Мадейского с символическим изображением Полонии позже
был реализован на реверсе двух, пяти и десятизлотовых серебряных монет,
введённых в обращение в 1932 году.
10 злотых, 1932. Проба. Ag 750; 34 мм; 22 г. Тираж 100 штук.
2 злотых, 1933. Ag 750; 22 мм; 4,4 г. Общий тираж
25 200 000 штук. Монеты этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены
в обращение 31 октября 1932 года.
5 злотых, 1932. Ag 750; 28 мм; 11 г. Общий тираж 15 250 000 штук.
Часть тиража монет 1932 года без знака монетного двора были
отчеканены на Королевском монетном дворе Великобритании (Лондон). Монеты
этого типа чеканились в 1932–1934 годах. Введены в обращение 1 декабря
1932 года.
10 злотых, 1932. Ag 750; 34 мм; 22 г. Общий тираж 11 900 000 штук.
Монеты этого типа выпускалась в 1932–1933 гг. Введены в обращение 29 августа 1932 года.
После начала Второй мировой войны и оккупации Польши, 21 декабря 1939 года монеты были изъяты из обращения.
По случаю 50-летия творческой деятельности Мадейского,
Общество поощрения художеств организовало в 1935 году юбилейную
выставку его работ. Помимо скульптур были выставлены картины маслом,
акварели, рисунки и фотографии. Юбилейная выставка вызвала интерес
критиков к творчеству Мадейского и подытожила достижения художника. Критики дали высокую оценку исторической эрудиции Мадейского,
солидному академическому опыту, большому вниманию к точности
изображения и сдержанной внутренней экспрессии (Вацлав Хусарский, 1939).
В 1936 году он был избран членом совета и ревизионной комиссии
Ассоциации польских художников «Капитолий» в Риме.
Антон Мадейский умер 2 февраля 1939 года в Риме и был похоронен на кладбище Кампо Верано.
29 марта 2006 года в серии «История злотого» Польским Народным
Банком были выпущены монеты номиналом 2 злотых из нордика и 10 злотых из
серебра с изображением монет образца 1932 года.
2 злотых, 2006. Нордик; 27 мм; 8,15 г. Тираж 1 000 000 штук.
10 злотых, 2006. Ag 925; 32 мм; 14,14 г. Тираж 61 000 штук.
|