Рихард Германович Зариньш (Rihards Zarins), российский и латвийский
художник, график, популяризатор латышского народного искусства, родился
27 июня 1869 года в городе Кнегали, Лифляндской губернии. В 1887—1895
годах будущий художник учился в немецкой школе города Двинска (ныне
Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса). С отличием окончил
Санкт-Петербургское Центральное училище технического рисования барона
А.Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская
государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица)
по классу гравюры на дереве и офорту, учился у В.В. Матэ. Получил право
на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для
повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных
гравёрных мастерских А. Цика, Р. Зайтца и М. Дазио в Мюнхене в 1896
году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в 1897—1898 годах. В
1899 году побывал в Париже и Риме. С 1899 по 1919 год работал в
Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге.
Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным
директором ЭЗГБ. В течение 1908-1911 гг. художник рисовал эскизы
знаменитых банкнот: лицевую и оборотную стороны кредитных билетов
номиналом 500 рублей 1912-го и номиналом 100 рублей 1910-го годов.
С 1912 до осени 1918 года, являясь заведующим художественным
отделом, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий вплоть
до денежных ассигнаций. С 1912 года работу в ЭЗГБ Р. Зариньш совмещал с
преподаванием в Высших художественных мастерских (ВХМ) Риги.
Весной 1919 года по приглашению правительства Латвии художник
переехал в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские
были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Р. Зариньш создал в
ней национальную школу графики, руководил кафедрой, в 1934 году получил
учёное звание профессора. С 1920 по 1934 годы Р. Зариньш руководил
Рижской государственной типографией.
Р.Г. Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив
всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея
сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта
начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по
праву считается основателем собрания по этнографии латышей.
Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард
Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал
художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций
произведений народного искусства в музеях Латвии.
Р. Г. Зариньш иллюстрировал книги, делал рисунки для журналов,
плакаты, рисунки для почтовых марок, пригласительных билетов, эскизы
денежных знаков, акций, а также офорты (в основном на фольклорные и
исторические темы), рисунки, цветные литографии, акварели, гравировал
экслибрисы. В 1920—1930-е годы Зариньш опубликовал образцы народных
орнаментов в известной серии «Латышский орнамент». В 1921 году он
разработал дизайн государственного герба Латвии.
Из-под руки Рихарда Зариньша вышли рисунки многих российских марок,
среди которых марки благотворительного выпуска 1905 года «В пользу сирот
воинов действующей армии». Р. Зариньш был автором трёх марок из этой
серии, номиналами в 5, 7 и 10 копеек. Зариньш также является автором
стандартных марок 1906 года номиналом в 5 и 10 рублей, серии марок
1909—1911 годов. В 1913 году вместе с И.Я. Билибиным и Е.Е. Лансере Р.
Зариньш участвовал в создании юбилейного выпуска, посвящённого 300-летию
дома Романовых. Он — автор рисунков пяти марок (2, 3, 10, 20 копеек и 5
рублей). В ноябре 1914 года состоялся первый выпуск марок из серии «В
пользу воинов и их семейств», автором рисунка которых был Р. Зариньш.
Позднее, в 1915—1916 годах, был осуществлён дополнительный выпуск этой
серии.
Р. Зариньш стал автором первых революционных марок Советской России
«Освобождённая Россия», или «Рука с мечом, разрубающим цепь». Марка
синего цвета стоила 35 копеек, коричневого - 70 копеек.
На счету Зариньша марки первого пропагандистского выпуска для Белорусской Народной Республики (1920).
В ноябре 1922 года эскизы, поданные Р. Зариньшем на конкурс «Четыре
способа отправления» в 1914 году, были использованы для
почтово-благотворительного выпуска «В помощь населению, пострадавшему от
неурожая».
Кроме того, орнаментальная рамка по эскизу Р. Зариньша использована в
выпуске СССР «Первая годовщина со дня смерти В.И. Ленина» (1925,
художник В. Завьялов). После переезда в Ригу Р. Зариньш много работал
над рисунками латышских почтовых миниатюр. Из созданных им 28
оригинальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой оплаты
различных номиналов.
Зариньшу принадлежит дизайн ряда латвийских банкнот, а также нескольких латвийских монет.
Латвия. 10 лат, 1937.
Латвия. 20 лат, 1935.
Латвия. 5 лат, 1929. Ag 835; 35,5 мм; 25 г. Тираж 1 000 000 экземпляров.
Умер художник 21 апреля 1939 года в Риге. В знак признания заслуг Рихарда Зариньша и в связи со столетием со
дня рождения в 1969 году в Риге была проведена памятная выставка,
выпущен каталог.
В конце февраля 2001 года в Издательско-торговом центре «Марка» были
подведены итоги конкурса «10 лучших марок России XX века». В нём
приняли участие филателисты из 48 регионов России. Лучшей отечественной
маркой столетия была признана марка, автором которой был Р. Зариньш,
«Святой Георгий Победоносец» из серии 1914 года «В пользу воинов и их
семейств».