Георгий
Иванович родился 25 февраля (9 марта) 1886 года, на хуторе Нарбутовка
(около Глухова; ныне Сумская область Украины) в семье мелкого служащего.
Его отец, Иван Яковлевич, принадлежал к старинному литовскому
дворянскому роду, однако совершенно захудалому. Он был человеком
образованным: окончил физико-математический факультет Киевского
университета. Мать художника, Неонила Николаевна, урождённая Махнович,
была дочерью священника, рано осиротела и вышла замуж совсем молодой. В
семье Нарбутов было семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Ещё в
детстве Георгий вырезал «вытынанки» — фигурки из бумаги, служившие
украшением народного жилища. С 1896 года он учился в Глуховской
гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, рисунками И.
Билибина к детским книжкам, увлёкся геральдикой. Начальное
художественное образование Георгий получил своими силами.
В
1906 году, по окончании гимназии, Георгий с братом Владимиром
переезжают в Санкт-Петербург и в конце августа поступают в Петербургский
университет на факультет восточных языков. Однако Георгий сразу же
перевелся на филологический факультет. Найдя среди студентов
университета таких же, как он, художников-любителей, Нарбут организовал в
вечерние часы занятия рисунком. Недолгое время Нарбут посещал частную
студию Е.Н. Званцевой, где его наставниками были Л.С. Бакст и М.В.
Добужинский. В начале весны 1909 года Георгий Нарбут впервые участвовал в
самой представительной столичной выставке того времени — VI выставке
Союза русских художников. В том же году, по совету М. Добужинского, Г.
И. Нарбут уехал в Мюнхен, где три месяца совершенствовал мастерство в
студии графика Ш. Холлоши, изучал книги в Мюнхенской пинакотеке. Влияние
на творчество Г. Нарбута оказал немецкий график Эмиль Преториус,
который в 1909 году основал в Мюнхене Школу иллюстрации и книжного дела.
После
возвращения в Санкт-Петербург Георгий Иванович стал членом
художественного объединения «Мир искусства», а в 1916 году вместе с Е.
Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет
этого объединения. Нарбут становится постоянным сотрудником журнала
«Аполлон». С 1913 года он также работал в качестве художника в редакции
журнала «Гербовед», издававшемся в течение двух лет.
19
мая 1915 года, по протекции В. К. Лукомского, назначенного в 1914 году
на должность управляющего гербовым отделением Сената, Нарбут был
назначен канцелярским служителем департамента геральдии. Позднее
художник был призван на военную службу. Ему удалось устроиться в Красный
Крест при одном санитарном поезде, с которым он никуда не ездил, а
должен был ежедневно бывать в Царском Селе. Затем, с помощью Мстислава
Добужинского, он был зачислен в историческую комиссию Красного Креста.
Теперь его «служба» заключалась в ежедневных занятиях по редактированию
книги о 50-летии Красного Креста и в графической работе для этого
издания.
После
Февральской революции 1917 года Нарбут вместе с некоторыми другими
деятелями искусства, а также тремя представителями Совета Рабочих и
Солдатских Депутатов становится членом особого Совещания по делам
искусств при Временном правительстве. В Санкт-Петербурге Г. Нарбут жил с
небольшими перерывами до 1917 года.
В
марте 1917 года Г. Нарбут уезжает в Киев. Поездка была ему оформлена
как командировка с целью принятия мер по охране киевского дворца. В
сентябре того же года он стал профессором графики новообразованной
Украинской академии искусств, а с декабря (по другим данным, с февраля
1918) — её ректором. В Киеве Нарбут занимался созданием
эскизов военных мундиров армии Украины, оформлением упаковок и этикеток
для украинских товаров. Он создал украинские банкноты, грамоты, открытки
и почтовые марки.
После
провозглашения Украинской державы во главе с П. Скоропадским,
Модзалевский и Нарбут начали добиваться отмены утверждённых гербов и
печатей УНР. 18 июля 1918 года гетман утвердил спроектированную Нарбутом
новую малую Государственную печать: на восьмиугольном щите был
изображён казак с мушкетом. Щит был обрамлён барочным картушем и увенчан
трезубцем святого Владимира. По кругу с обеих сторон шла надпись
«Українська Держава». Её напечатали на банкноте в 1000 карбованцев,
выпущенной 13 ноября 1918 года. Государственный Герб, разработанный
Нарбутом, утвердить не успели: 14 декабря гетман отрёкся власти.
Главной
в творчестве Нарбута стала работа над созданием рисунков для
«Украинской азбуки», которую он начал в 1917 году ещё в Петрограде. В
ней художник достиг предельной простоты и вместе с тем изысканности
композиции, рисунка и цвета. В решении букв азбуки Нарбут объединил
достижения как украинской рукописной и печатной книги, так и достижения
западноевропейских мастеров шрифта.
После
установления Советской власти на Украине Г.И. Нарбуту стали поступать
заказы от издательств Совета народного хозяйства Украины и
Всеукраинского литературного комитета. Для их выполнения художник
находит новые художественные решения, становясь отцом украинской
советской книжно-журнальной графики. В основу своего нового стиля он
положил украинский изобразительный фольклор — «козаки-мамаи», набойки,
ковры, расписная керамика, резьба по дереву и прочее. Вместе с тем от
мазепинского герба, парчовых жупанов и барочных фронтонов он с
поразительной быстротой и лёгкостью переходит к пятиконечной звезде и
суровой архитектуре заводских строений.
19
декабря 1917 года был напечатан первый денежный знак Украинской
Народной Республики — купюра достоинством в 100 карбованцев, автором
оформления которого был Георгий Иванович Нарбут. В оформлении купюры
Нарбут применил орнаменты в духе украинского барокко XVII—XVIII веков,
декоративные шрифты, изображение самострела (герб Киевского магистрата
XVI— XVIII веков) и трезубца святого Владимира, ставшего впоследствии
государственным гербом Украины.
1
марта 1918 года Центральная Рада приняла закон о введении новой
денежной единицы — гривны. Было напечатаны дензнаки номиналами в 2, 10,
100, 500, 1000 и 2000 гривен (проекты двух последних были выполнены уже
после провозглашения гетманата). Георгием Нарбутом были выполнены эскизы
банкнот номиналами в 10, 100 и 500 гривен. В эскизе 10-гривневой купюры
он использовал орнаменты украинских книжных гравюр XVII века,
100-гривневой — изображение рабочего с молотом и крестьянки с серпом на
фоне венка из цветов и плодов, 500-гривневой — аллегорию «Молодая
Украина» в виде озарённой девичьей головки в венке (благодаря ей, купюра
получила ироническое народное название «Горпинка»).
Придя
к власти, гетман Павел Скоропадский восстановил в качестве денежной
единицы Украинской державы карбованец. Георгию Нарбуту принадлежит эскиз
100-рублевого дензнака, где он использовал портрет Богдана Хмельницкого
(водяной знак), индустриальные мотивы и созданный им проект герба
Украинской державы.
Сразу
после Февральской революции Временное правительство приняло решение о
выпуске почтовой марки с новой символикой. Летом 1917 года Министерством
почт и телеграфов был объявлен конкурс на лучший рисунок новой почтовой
марки, в котором Г. И. Нарбут принимал участие.
Георгий
Нарбут был автором первых марок Украинской Народной Республики,
номиналом в 30, 40 и 50 шагов. Марки вышли в свет 18 июля 1918 года и
были изготовлены в Киеве на Пушкинской улице, 6, где в те годы
располагалась типография Василия Кульженко, а также в одесской
типографии Ефима Фесенко. На марке в 30 шагов была помещена аллегория
«Молодая Украина», на миниатюре в 40 шагов дано изображение
стилизованного трезубца святого Владимира, на марке в 50 шагов —
почтовых рожков и большой цифры номинала.
Г.
И. Нарбут являлся также автором проектов невыпущенных марок с
портретами князя Константина Острожского, философа Григория Сковороды и
гетмана Петра Дорошенко в 10, 20 и 40 шагов, соответственно, марки «в
пользу почтальона» номиналом в 30 шагов и марки на продажу табака в 10
гривен.
В
1926 году в Киеве состоялась посмертная выставка художника. В том же
году в Ленинграде вышла книга Эриха Голлебраха «Силуэты Нарбута».
Нарбутовская
марка с аллегорией «Молодая Украина» служила до 1986 года основным
элементом для эмблемы Союза украинских филатклистов и нумизматов (США). В
1992 году директор СУФН Ингерт Кузич-Березовский учредил приз имени
Георгия Нарбута «За лучший проект украинской марки». Приз ежегодно
вручается художнику, чьи марка, серия марок или почтовый блок были
признаны лучшими.
16
мая и 17 июня 1992 года вышли первые стандартные марки Украины. Они
повторяли рисунок-аллегорию Г. И. Нарбута «Молодая Украина», который он
использовал для марки УНР номиналом в 30 шагов.
В
2006 году Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом в
2 гривны, посвящённую 120-летию со дня рождения Г. И. Нарбута.
На
аверсе изображён фрагмент оформления купюры 1918 года — крестьянка и
рабочий на фоне венка из цветов и плодов, над которым размещён год
чеканки монеты «2006», малый Государственный Герб Украины и надпись —
«НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК» / «УКРАЇНИ»; внизу — «2 / ГРИВНІ» и логотип
Монетного двора Национального банка Украины.
На
реверсе силуэтное изображение Георгия Нарбута, справа от которого
изображен родовой герб Нарбутов, под которым помещены годы жизни — «1886
/ 1920» и полукругом размещена надпись «ГЕОРГІЙ НАРБУТ».
В
том же году, 10 марта, почтой Украины и издательством «Марка України»
был сделан выпуск коммеморативной почтовой марки с купоном по случаю
120-летнего юбилея художника. Автор дизайна марки и купона — Владимир
Таран. Были также подготовлены конверт первого дня с графическим
портретом Георгия Нарбута (художник В. Таран) и специальный почтовый
штемпель (автор Александр Сталмокас), на котором воспроизведён
нарбутовский рисунок женской головы, символизирующей Украину, с марки
УНР в 30 шагов.
В
2008 году почта Украины выпустила два почтовых блока, посвящённых
90-летию первых почтовых марок УНР. На марках, составляющих блоки,
изображены первые марки УНР, а на купонах — портреты Г.И. Нарбута и А.Ф.
Середы.
|