После провозглашения 24 февраля 1918 года независимости Эстонии, на
её территории в обращении находились различные выпуски русских денег,
немецкие оккупационные марки, финские марки, долговые обязательства и
векселя государственной казны, и даже деньги, выпускаемые различными
предприятиями.
Первые казначейские билеты появились в обращении весной 1919 года. В
создании их принимали участие выдающиеся эстонские художники, среди
которых были, Кристиан Рауд (1865-1943), Николай Трийк (1884-1940),
Гюнтер Рейндорф и другие. На жизни и творчестве одного из них хотелось
бы остановиться более подробно.
Гюнтер-Фридрих Рейндорф родился 26 января 1889 года в Петербурге,
однако уже в 1897 году семья навсегда переехала в Ревель (позднее
Таллин). После занятий в реальной школе Рейндорф возвращается в
Петербург и в 1905 году поступает в прославленное Центральное училище
технического рисования барона Штиглица. Среди его педагогов был
профессор П.Б. Ламбин (1862-1923). Блестяще окончив училище в 1913 году,
Рейндорф получает право на поощрительную училищную командировку для
стажировки во Франции и Испании, где проводит с 1914 по1915 год. Однако,
в связи с началом Первой мировой войны, Гюнтеру пришлось прервать
поездку и возвратиться в Россию. После возвращения он некоторое время
работал сначала в Петроградской Экспедиции заготовления государственных
бумаг, а затем в Гознаке в Москве, где им были созданы эскизы первых
советских денежных знаков и марок, первого герба Советской России. В
1920 году художник вернулся в Таллин, в котором прожил до конца своих
дней.
Рейндорф преподавал в Таллинском художественно-промышленном училище,
а с 1922 по 1932 гг. был художником-консультантом Государственной
типографии, где печатались казначейские билеты. За относительно короткий
довоенный срок Рейндорф посетил Германию, Англию, Австрию, Швейцарию,
Италию, Швецию, Финляндию. Несомненно, поездки эти обогатили творчество и
создали предпосылки для последующего расцвета деятельности художника.
В 1926 году Рейндорф завоевал Первую премию на конкурсе денежных
знаков Эстонии. Выпущенные впоследствии по его эскизам банкноты в 50
крон (1929), 20 крон (1932) и 10 крон (1937) впечатляют высоким уровнем
мастерства, филигранным стилем, большими художественными и
полиграфическими достоинствами. Они занимают видное место в эстонской
графике. Как свидетельство замечательного мастерства пейзажного рисунка
воспринимается тонко проработанная картина северного побережья Эстонии,
воспроизведенная на банкноте в 50 крон. Романтически возвышенно, с
особой теплотой передает художник монументальность и суровость родной
природы.
Природа Эстонии у Рейндорфа тесно связана с её народом, с его
укладом жизни. На десяти и двадцатикроновых банкнотах помещены
собирательные образы эстонских крестьян, ярко отражающих черты
национального характера. Народный костюм с красочным кокошником, серпом и
снопом удачно дополняют женский портрет, воспроизведенный на одной из
них; пастушеский рожок и фигуры животных соседствуют с портретом
пастуха, символизирующего успехи сельского хозяйства республики.
Творчество Рейндорфа обладало широким диапазоном. В начале 1920-х годов
Гюнтер Рейндорф активно занимался филателистической гравюрой. Он
является автором трёх оригиналов марок, по которым выпущено семь
почтовых марок разной номинальной стоимости. Гюнтеру Рейндорфу
принадлежит рисунок марок первого и второго стандартных выпусков РСФСР
«Символы рабочего труда» («Молот и наковальня») и «Символы науки и
искусства», а также третьего стандартного выпуска РСФСР «Рука рабочего с
молотом на фоне промышленного пейзажа».
Помимо многих графических листов, эскизов ассигнаций он является
автором нескольких серий эстонских марок, большого числа воинских знаков
и экслибрисов, различных дипломов и рекламных листов. Среди наиболее
значительных графических работ - иллюстрации и сказкам А.С. Пушкина. Во
всех видах искусства для Рейндорфа характерно неизменное чувство стиля и
специфики жанра, яркое своеобразие. И это неудивительно, ведь его стиль
оформился еще в 1910-20 гг. под влиянием модерна и арт-деко, творчества
таких непревзойденных мастеров, как Сергей Чехонин и Иван Билибин.
В заключение необходимо отметить, что карьера Рейндорфа в условиях
Советской Эстонии сложилась вполне благополучно. Народный художник Союза
ССР, профессор, кавалер ордена Ленина и «Знак Почета»,
член-корреспондент Академии Художеств СССР - таков неполный перечень
почетных званий художника.
Умер Гюнтер Рейндорф 14 марта 1974 года.
|