Вольфенбюттель – резиденция и крепость герцогов Брауншвейга и
Люнебурга, одна из старейших и самых неприступных на севере Германии.
Незадолго до Тридцатилетней войны (1618-1648) при герцоге Генрихе Юлии
оборонительные сооружения Вольфенбюттеля были укреплены ещё раз. В 1627
году Готфрид Генрих Паппенгейм, главнокомандующий войсками Католической
лиги в Тридцатилетней войне, действовавший против войск датского короля
Кристиана IV, после упорного сопротивления захватил Вольфенбюттель.
Несмотря на высокий уровень обороны, после 140-дневной осады город
заняли имперские войска. Не сумев захватить крепость сразу, Паппенгейм
приказал крестьянам возвести дамбу на реке Окер, вода залила крепость и
достигла в ней уровня выше человеческого роста. В декабре 1627 года
защитники крепости были вынуждены сдаться. В 1634 году комендантом
Вольфенбюттеля был назначен полковник Иоганн Эрнст фон Рейшенберг –
будущий генерал Тридцатилетней войны на службе Католической лиги. Почти
10 лет Иоганн Рейшенберг защищал крепость от шведов и войск
Брауншвейг-Люнебурга при помощи дипломатического и военного мастерства
при поддержке командира ополчения Левина Цаннера, прозванного за
пристрастие к алкоголю «всегда трезвый ротмистр», и его кавалеристов. За
это время крепость подвергалась осаде противником трижды в 1632, 1634 и
1641 году. Гарнизон крепости состоял из 1200 пехотинцев и 200
кавалеристов. На бастионах было размещено 90 крупнокалиберных орудий. В
1641 году, когда на помощь осажденному Вольфенбюттелю пришла
императорская армия под командованием эрцгерцога Леопольда Вильгельма и
Пикколомини, Рейшенберг был уже генерал-фельдвахтмейстером. 29 июня 1641
года дело дошло до битвы, Рейшенберг с отличием сражался рядом с Мерси и
Ганнибалом Гонзага. Хотя императорские войска принуждены были
отступить, он продолжал удерживать Вольфенбюттель. Тогда же, в 1641
году, шведы построили плотину «Шведендамм» (Шведский вал), чтобы снова
затопить город, но это им не удалось, и в сентябре они были вынуждены
снять осаду. Только в 1643 году Рейшенберг уступил город герцогу Августу
фон Брауншвейг-Вольфенбюттелю, после чего соединился с императорской
армией Гацфельда. Сегодня об этих событиях напоминает улица «Шведский
вал» на северо-западе Вольфенбюттеля.
В память об освобождении 13 ноября 1643 года крепости Вольфенбюттель
от императорских войск, герцогом Брауншвейгским Августом Младшим
(1635-1666) в Целлерфельде и Госларе была отчеканена серия талеров под
названием глоккенталер (колокольный талер). Герцог принял активное
участие в разработке монеты, он даже нарисовал один из типов монет.
Колокол на реверсе символизирует освобождение и радость выживших
горожан. Известны семь типов этих талеров. На аверсе глоккенталеров
шести типов – поясной портрет герцога, на реверсе подвешенный к
перекладине колокол, на талере четвёртого типа – язык колокола. На
талерах первого, второго и третьего типов колокол без языка, на талерах
пятого и шестого типа – колокол с языком. Талеры третьего типа с
надписью «GLORIA» имеют две разновидности реверса, одна из которых
скопирована с талера первого типа, а другая с талера второго типа.
Круговая легенда содержит девиз «ALLES MIT BEDACHT» (нем. «Все
обдумав»). Талер пятого типа датируется 13 сентября. Это показывает знак
планеты Меркурий – символ среды. В этот день был намечен вывод
императорских войск. Талер шестого типа датирован 14 сентября – дата
фактического вывода оккупационных сил, который состоялся в четверг,
соответствующий знаку Юпитера. Круговая легенда гласит «TANDEM PATIENTIA
VICTRIX» (лат. «Наконец терпение победило»). На глоккенталере седьмого
типа изображен колокол, в который звонят три руки. Надписи и круговые
легенды глоккенталеров до сих пор прочтены не полностью. Талеры с
первого по шестой тип также представлены монетами в 1/2 талера
(глоккенорт). Некоторые типы представлены и монетами в 1/4 талера.
Чеканились колокольные монеты в золоте - глоккендукаты.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 1. Целлерфельд. Аверс: бюст герцога; реверс:
колокол, ниже *SIC*NISI*.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
1/4 глоккенталера, 1643, тип 2. Целлерфельд. 7,09 г. Аверс: бюст
герцога; реверс: колокол, ниже *UTI*SIC*NISI*.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 2. Целлерфельд. 28,96 г. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол, ниже *UTI*SIC*NISI*.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 3. Целлерфельд. 28,92 г. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол с надписью «GLORIA», ниже *UTI*SIC*NISI*.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 3. Целлерфельд. 28,9 г. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол с надписью «GLORIA», ниже *SIC*NISI*. Редкая
разновидность.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 4. Целлерфельд. Аверс: бюст герцога; реверс:
язык колокола, ниже «SED».
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 5. Целлерфельд. 28,52 г. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол с надписью «WAIDIR», возле колокола «TANDEM», под
колоколом M.VII.B.13. и символ Меркурия.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666). ½
глоккенталера, 1643, тип 5. 14,22 г. Целлерфельд. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол с надписью «WAIDIR», возле колокола «TANDEM», под
колоколом M.VII.B.13. и символ Меркурия.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 6. Целлерфельд. 28,84 г. Аверс: бюст герцога;
реверс: колокол с надписью «WAIDIR», возле колокола «TANDEM», под
колоколом M.VII.B.14. и символ Юпитера.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666). ½
глоккенталера, 1643, тип 6. Целлерфельд. Аверс: бюст герцога; реверс:
колокол с надписью «WAIDIR», возле колокола «TANDEM», под колоколом
M.VII.B.14. и символ Юпитера.
Герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель, Август Младший (1635-1666).
Глоккенталер, 1643, тип 7. Целлерфельд. 41 мм; 28,38 г. Аверс: герб
Вольфенбюттеля; реверс: три руки звонят в колокол, городской пейзаж
Вольфенбюттеля.
|