Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги
третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и
второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.
Традиционно в число олимпийских входило четырнадцать богов.
Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из
богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии,
Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В
римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и
двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп
(Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнем», «горячей субстанцией», обитая в
эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной
жизни. Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей
стыд и совесть, Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с
судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам —
судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания
судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный
порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник
обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть
царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и
обычаев. Ему повинуются другие боги.
Сицилия.
Сиракузы. Тимолеон. Гемидрахма (30 литр), золото, (344-335 до н.э.).
Аверс: голова Зевса в лавровом венке. Реверс: летящий Пегас, внизу ΣΩ. 12 мм, 2 г.
Македония. Филипп II (359-336 до н.э.). Тетрадрахма. Амфиполис. Аверс: голова Зевса в лавровом венке. Реверс: Надпись ΦIΛIΠΠOY. Обнаженный юноша на коне с пальмовой ветвью в правой руке и уздой в левой. 25 мм, 14,2 г.
Сицилия.
Сиракузы. Гикет. Медь, пентахалк. Около 288-279 до н.э. Аверс: голова
Зевса. Реверс: орёл с расправленными крыльями. 10,17 г.
Государство Селевкидов. Селевк I
Никатор. Серебро, тетрадрахма. Экбатана, около 295-281 до н.э. Аверс:
голова Геракла в львиной шкуре. Реверс: Зевс на троне влево, держит орла
на вытянутой правой руке и скипетром в левой; надписи BAΣIΛEΩΣ внизу, ΣEΛEYKOY справа. 28 мм, 17,22 г.
Македония. Филипп II. Серебро, тетрадрахма. Пелла, около 342-336 до н.э. Аверс: Зевса в лавровом венке. Реверс: Реверс: Надпись ΦIΛIΠΠOY. Обнаженный юноша на коне с пальмовой ветвью в правой руке и уздой в левой. 25 мм, 14,44 г.
Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, покровительница брака,
охраняющая мать во время родов, супруга Зевса. Римский аналог Геры —
богиня Юнона. Гера, третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры,
Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была
проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была
им извергнута.
Брутиум.
Кротон. Серебро, статер. Около 400-325 до н.э. Аверс: голова Геры
Лакинии в стефане, украшенной пальметтами. Реверс: обнаженный молодой
Геракл пьёт вино, лежа на шкуре Немейского льва. Надпись KPOT [ΩΗΙΑΤΑΣ]. 21 мм, 7,84 г.
Элис.
Олимпия. Серебро, статер. 90-я Олимпиада. Около 420 г. до н.э. Аверс:
голова Геры в стефане, украшенной пальметтами, надписи сверху НПА, внизу
Λ. Реверс: разряд молнии, надпись FA. 22 мм, 12,05 г.
Кротон.
Серебро, номос. 350—340 г. до н.э. Аверс: голова Геры Лацинийской,
надпись Β. Реверс: Геракл сидит на скале, покрытой львиной шкурой, держа
винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле
лежит лук, надпись ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ. 7,75 г.
Аргос.
Серебро, статер. 370—350 гг. до н.э. Аверс: голова Геры в стефане,
украшенной пальметтами. Реверс: два дельфина, плывущие по кругу влево;
между ними коринфский шлем, надписи Ε Μ и ΑΡΛΕΙΟΝ. 25 мм, 11,99 г.
Пелопоннес.
Аргос. Дихалк, бронза. Около 270-260 до н.э. Аверс: голова Геры в
стефане, украшенной пальметтами. Реверс: Афина Паллада со щитом и
копьём. 18 мм, 3,91 г.
Посейдон — бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры,
Деметры, Гестии и Аида. Является одним из трех главных богов вместе с
Зевсом и Аидом. При разделении мира ему досталось море. Постепенно
Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и
других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в
роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других
обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми
конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал
источники. Создал легендарную Атлантиду.
Македония. Халкида. Деметрий I Полиоркет. Серебро, тетрадрахма. Около 290-287 до н.э. Аверс: голова Деметрия в диадеме с рогами быка Посейдона. Реверс: стоящий Посейдон, правая нога на скале, в левой руке трезубец; надписи ΒAΣΙΛEΩΣ и ΔHMHTPIOY. 30 мм, 17,14 г.
Македония. Антигон III
Досон. Серебро, тетрадрахма. Аверс: голова Посейдона, увитая морской
травой. Реверс: Аполлон с луком в руке, сидящий на носу корабля; надпись
ΒΑΣΙΛΕΩΣΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 31 мм, 16,98 г.
Лукания. Посидония. Серебро, дидрахма. Около 445-420 до н.э. Аверс:
Посейдон в наброшенной на руки хламиде с трезубцем; надпись POSEI. Реверс: бык Посейдона; надпись POMESDA. 21 мм, 7,87 г.
Македония. Пелла. Деметрий I
Полиоркет. Серебро, тетрадрахма. Около 294-293 г. до н.э. Аверс: Ника с
трубой на носу корабля. Реверс: Посейдон с трезубцем; надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 17,19 г.
Македония.
Амфиполис. Серебро, тетрадрахма. Около 292-291 г. до н.э. Аверс: голова
Деметрия в диадеме с рогами быка Посейдона. Реверс: сидящий Посейдон
держит в руках трезубец и афластон - специальное устройство для абордажа. 16,97 г.
Аид — бог подземного царства мёртвых и название самого царства
мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится
где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын
Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг
Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой. После раздела мира
между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы
над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями
умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия,
дарующих урожай из недр земли.
Римская
империя. Каракалла. 211-217 г. Бронза. 11,45 г. Маркианополь, Нижняя
Мёзия, магистрат Аврелий Галл. 202-205 н.э. Аверс: бюст императора в
лавровом венке. Реверс: Аид со скипетром сидит на троне с Цербером у
ног.
Адриан, 117-138 н.э. Цистофор. Около 128 - 130 н.э. Ниса на Меандре, Лидия. Аверс: голова Адриана, надпись HADRIANVSAVGVSTVSPP. Реверс: Аид со скипетром в руке увозит в квадриге похищенную Персефону, надпись COSIII. 36 мм, 10,13 г.
Римская республика. Публий Корнелий Лентул Спинтер. Денарий, 74 н.э. Рим. Аверс: голова Геркулеса, надпись Q • S • C. Реверс: Аид со скипетром и рогом изобилия, над ним крылатая Ника с лавровым венком, надписи P•LENT [PF] - L•N. 3,74 г.
Римская
империя. Каракалла, 198/211-217 н.э. Серебро, антониниан. Рим, 215 н.э.
Аверс: бюст императора в солярном венке, надпись ANTONINVSPIVSAVGGERM. Реверс: сидящий Аид со скипетром и Цербером у ног, надпись PMTRPXVIII - COSIIIIPP. 5,46 г.
Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида.
Сестра и супруга Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно
легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его
утробы. По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за
критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды
вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. У орфиков она отождествляется
с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил
её в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка
соблазнил свою сестру Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон
соблазнил её в образе коня. Получила от Аида как брачный дар Сицилию. В
римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы.
В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы и
Исиды.
Лукания.
Метапонт. Серебро, статер. Около 290-280 до н.э. Аверс: голова Деметры в
венке из кососьев. Реверс: ячменный колос, надпись META. 21 мм, 7,78 г.
Локрида, Опус. Серебро, статер. Около 369 г. до н.э. Аверс: голова
Деметры в венке из ячменных колосьев, в жемчужном ожерелье и серьгах.
Реверс: обнаженный Аякс Оилид в коринфском шлеме, держащий в руках
короткий меч и круглый щит, надпись OΠΟΝTΙΩΝ. 24 мм, 12,14 г.
Рим. Гай Вибий Панса Цетрониан. Серебро, денарий. 48 г. до н.э. Бюст молодого Вакха в венке из плюща, надпись PANSA. Реверс: Деметра идет с факелами за плугом, надпись CVIBIVSCFCN. 19 мм, 4,03 г.
Пелопоннес, Гермиона. Серебро, триобол. 320-310 до н.э. Аверс: голова Деметры Хтонии в венке из колосьев. Реверс: монограмма EP в венке из колосьев. 15 мм, 2,65 г.
Лесбос. Электр, гекта. 354 до н.э. Аверс: голова Деметры в платке и
венке из колосьев. Реверс: подставка со свисающими лентами. 2,56 г.
Гестия — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции.
Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и
Посейдона. Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались
её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата
Зевса. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все
равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря
чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом
успешного и правильного приступа к делу. В награду за то ей были
назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на
котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с
собой огонь с этого жертвенника на новую родину. Соответствует римской
Весте.
Рим,
Луций Кассий Лонгин. Серебро, денарий. 63 г. до н.э. Аверс: голова
Весты с вуалью и диадемой. Реверс: избиратель бросает табличку с
надписью «V» в цисту, надпись LONGINIIIV. 19 мм, 3,99 г.
Рим, Кассий Лонгин. Серебро, денарий. Около 55 г. до н.э. Аверс: покрытая голова Весты, надпись QCASSIVSVEST.
Реверс: круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и
патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло;
слева урна с двумя ручками, справа табличка с буквами AC. 20 мм, 3,86 г.
Рим, Траян. Серебро, денарий. 108 год. Аверс: голова Траяна в лавровом венке, надпись IMP TRAIANO AVG GER DAC P M TR P. Реверс: сидящая Веста держит палладий и скипетр, надписи COS V P P SPQR OPTIMO PRINC, внизу VESTA. 18 мм, 3,27 г.
Рим, Антоний Пий. Серебро, денарий. 152 год. Аверс: бюст Антонина Пия в лавровом венке, надпись ANTONINVSAVGPIVSP. P. TR. P. XV. Реверс: Веста с покрытой головой держит симпулум в правой руке и палладий в левой, надпись TR. POT. XV. COS. IIII. 3,68 г.
Рим, Сульпиций Гальба. Серебро, денарий. 69 год. Аверс: покрытая голова Весты, надпись SC. Реверс: жертвенный нож, симпулум и аспергиллум, надпись AECVRPGALB. 3,90 г.
Афина — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны,
военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней
Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и
ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и
ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина легко отличима от
других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В
отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты —
одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные
животные.
Коринф. Статер. 345 - 307 г. Аверс: летящий Пегас, под ним коппа. Реверс: голова Афины в коринфском шлеме, за ней Арес с копьём и щитом. 8,5 г.
Амфиполь. Антигон IIГонат. Серебро, тетрадрахма. 271-239
г. до н.э. Аверс: В центре македонского щита, украшенного восемью
звездами внутри двойных полумесяцев голова рогатого Пана, одетого в
козью шкуру, с лагоболоном (охотничьей дубинкой) над плечом. Реверс:
Афина Алкидема, в правой руке — пучок молний, в левой — щит с
изображением эгиды; слева — македонский шлем, справа — монограмма,
надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ. 17,05 г, 31 мм.
Аттика,
Афины. Серебро, тетрадрахма. 113-112 до н.э. Аверс: голова Афины
Парфенос в шлеме. Реверс: сова на амфоре, слева имена магистратов;
справа Триптолем в колеснице, запряженной крылатыми змеями, держит
колосья и рог изобилия. 28,5 мм, 16,79 г.
Афины.
Тетрадрахма. 460-449 г. до н.э. Аверс: голова Афины в шлеме, украшенном
оливковыми листьями. Реверс: сова, вверху слева оливковая ветвь с двумя
листьями с оливкой. 17,25 г.
Вавилон. Селевк I
Никатор. Золото, статер. 311—300 г. до н.э. Аверс: Голова Афины в шлеме
с изображением грифона. Реверс: Ника, держащая венок и стилис (мачту
корабля); надписи ΜΙ, ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ, монограмма в венке. 8, 61 г.
Арес или Арей — бог войны. Его атрибуты: копьё, горящий факел,
собаки, коршун. Первоначально считалось, что Гера родила Ареса без
участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. В отличие от Афины
Паллады - богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь
вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой
войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с
войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о
его фракийском происхождении. Спутницы Ареса - богиня раздора Эрида и
кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена
Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел
и, конечно же, копье. Рождение Ареса произошло без участия отца от
прикосновения Геры к волшебному цветку. В более поздних мифах Арес
выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех
богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно
отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана. В античной
литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с
самой красивой из богинь - Афродитой, иногда даже называются дети,
которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос
(ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). «Благодаря» своим
отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных
олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы
напластования различных эпох. В римской мифологии ему соответствует
Марс.
Римская империя. Нижняя Мёзия, Никополь на Иструме. Марк Опеллий Макрин. 217-218 г. Асс, бронза. Аверс: бюст Макрина. Реверс: Аресс копьём и щитом. 10,56 г.
Понтийское царство, Газиура. Бронза, обол. 100-85 до н.э. Аверс: голова Ареса в коринфском шлеме. Реверс: паразониум, надпись ΓAZI-OΥΡΩ [N]. 8,14 г.
Киликия. Фарнабаз II. Статер. 379-374 до н.э. Аверс: Ваал на троне со скипетром. Реверс: бородатая голова Ареса в афинском шлеме. 10,79 г.
Бруттий.
Бронза, дидрахма. 211-208 до н.э. Аверс: голова Ареса в коринфском
шлеме, украшенном грифоном. Реверс: Афина со щитом и копьем, надпись BPETTION. 26 мм, 15,31 г.
Сицилия. Пентонкион. 288 г. до н.э. Аверс: голове Ареса в лавровом венке. Реверс: коновод с копьем возле лошади, надпись МΑΜΕΡΤΙΝΩΝ. 11,79 г.
Афродита — в греческой мифологии богиня красоты и любви,
включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также
богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже
родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись
боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была
безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса.
Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а
также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи
и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин.
Атрибуты Афродиты — пояс и золотая чаша, наполненная вином, испив из
которой, человек получает вечную молодость. Спутники Афродиты — Эрот,
хариты, оры, нимфы. Её часто могли сопровождать также дикие звери —
львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным
желанием.
Пафлагония,
Амастрида. Серебро, дидрахма. Около 285-250 до н.э. Аверс: голова
Амастриды в персидском головном уборе, украшенном венком и звездой.
Реверс: сидящая Афродита держит Нику вытянутой правой руке; слева бутон
розы, надпись AMAΣTPIEΩN. 22 мм, 9,18 г.
Кипр.
Никокл. Серебро, дистатер. 325—309 гг. до н.э. АВЕРС: голова Афродиты в
искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями,
ограждающих полос, украшенный пальметтами и колечками; надпись Π ΒΑ.
РЕВЕРС: обнаженный Аполлон в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит
на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в
левой; слева лавровая ветвь, надпись ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ.
Кария, Книд. Серебро, гемидрахма. Около 300-225 г. до н.э. Аверс: Голова Афродиты. Реверс: голова быка, надпись KNI - [...]AIΩN. 1,38 г.
Коринф. Драхма. 308-307 г. до н.э. Аверс: летящий Пегас. Реверс: голова Афродиты. 2,79 г.
Ликия, Нагидос. Статер. 360-333 г. до н.э. Аверс: Афродита на троне
держит фиалу, летящий Эрос держит лавровый венок. Реверс: Дионис держит
тирс и гроздь винограда, слева вверху голова льва. 10,07 г.
Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного
ремесла и самый искусный кузнец. Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат
Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. По другим мифам, Гера зачала и
родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку
Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или,
по критскому мифу, Талоса. Когда Гефест появился на свет, он оказался
больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев
своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не
поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью
Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест
жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные
изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни
по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди,
и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Изображался
могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги.
Сицилийские
острова. Бронза, обол. 412-408 г. до н.э. Аверс: сидящий Гефест с
канфаром и молотом. Реверс: прыгающий дельфин, надпись ΛIΠAΡAI/ΩN. 5,79 г.
Остров Липари. Бронза, гексас. 400 год. Аверс: бородатая голова Посейдона в пилосе. Реверс: две точки, надпись ΛIΠ. 19,13 г.
Египет, Александрия. Адриан. Тетрадрахма. 127-128 год. Аверс: бюст Адриана в лавровом венке. Реверс: Гефест со щипцами и скипетром. 12,42 г.
Остров
Липари. Бронза, гемилитра. 412-408 г. до н.э. Аверс: сидящий Гефест с
молотком и канфаром. Реверс: шесть шаров, обозначающих номинал.
Римская империя. Магнесия на Меандре в Ионии. Максимин I Фракиец. 235-238 год. Бронза. Аверс: бюст императора в лавровом венке, надпись AVTKAIΓΙΟVΛΟVΗMAΞIMEINOC. Реверс: Гефест сидит в короткой тунике с пилосом на голове и молотком, перед ним стоит Афина со щитом и копьем, надпись ΕΠΙΓΡΑΜΜ - AVP - AKTIA-KOVMAΓΝΗΤΩΝ. 15,30 г.
Гермес — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства,
обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле,
бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников;
покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ
умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство
Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Никто не мог
превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве. У
Гермеса, получившего его от Аполлона, появился традиционный крылатый
жезл вестника — керикион или кадуцей, способный мирить врагов. Кадуцей
имел на себе две змеи, которые обвили посох в тот момент, когда Гермес
решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес
использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей — для того, чтобы
передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это
делается во сне. Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа
петас и крылатые сандалии таларии. Как покровитель стад изображался с
ягнёнком на плечах (Криофор).
Фракия, Энос. Серебро, тетрадрахма. Магистрат Антиада. Около 453-450 до н.э. Аверс: голова Гермеса в петасе с надписью AINI. Реверс: коза в квадрате, справа сатир с лагоболоном, надпись ΑΝΤΙΑΔΑΣ. 24 мм, 16,33 г.
Фракия,
Энос. Серебро, тетрадрахма. Около 415-412 г. до н.э. Аверс: голова
Гермеса в петасе. Реверс: коза, ветви плюща с ягодами, надпись AIN. 24 мм, 16,23 г.
Лесбос, Митилен. Электр, гекта. Около 375-325 до н.э. Аверс: толова
Афины в аттическом шлеме. Реверс: голова Гермеса с хламидой вокруг плеч и
петасом за шеей. 11 мм, 2,55 г.
Фракия, Абдеры. Зенон. Статер. 360-350 год. Пругающий графон, надпись ABΔH. Реверс: EΠIZHNΩNO [Σ]. Гермес в петасе и хламиде, перед ним канфар. 17,73 г.
Аполлон — златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света
(солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и
искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его
называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего,
также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце.
Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара
(отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира, эгида.
Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Лемнос,
Мирина. Тетрадрахма. Около 155-145 г. до н.э. Аверс: голова Аполлона в
лавровом венке. Реверс: Аполлон держит в руках ветви и фиалу, у ног
омфалос и амфора, надпись MYPINAIΩN. 15 мм, 31 г.
Сицилия,
Сиракузы. Агафокл. Золото, декадрахма.Около 317-310 г. до н.э. Аверс:
голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: возничий в биге, внизу
трискелион, надпись ΣYPAKOΣIΩN. 16 мм, 4,32 г.
Этолийский союз, Этолия. Серебро, статер. Около 250-225 г. до н.э.
Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: стоящий этолиец, правая
нога на скале, одет в хламиду, за спиной висит каузия, в правой руке
держит копье и меч в левой; надписи Δ слева, AITΩΛΩΝ справа. 25 мм, 10,56 г.
Македония,
Халкидский союз, Олинф. Серебро, тетрадрахма. Около 382-379 г. до н.э.
Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: кифара, надпись XAΛKIΔEΩN. 25 мм, 14,49 г.
Сатрапия
Кария, Галикарнас. Пиксодар. Серебро, дидрахма. Около 340-334 г. до
н.э. Аверс: голова Аполлона в лавровом венке. Реверс: Зевс Лабрандейский
держит двойной топор лабрис над правым плечом и скипетр в левой руке;
надпись ΠIΞOΔAPOY. 21 мм, 6,81 г.
Артемида — девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия,
богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле,
дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. У Гомера
— образ девичьей стройности, покровительница охоты. Возможные
этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица».
Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица. Дочь Зевса и
богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы.
Родилась на острове Делос. Классическая Артемида — вечная дева;
сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не
соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед
свадьбой богине приносились искупительные жертвы.
Сицилия, Селинунт. Серебро, тетрадрахма. Около 450 г. до н.э. Аверс:
Артемида в квадриге, рядом с ней Аполлон натягивает лук; надпись ΣEΛINONTIOΣ.
Реверс: обнаженный речной бог Селинунт держит ветвь в левой руке и
фиалу над алтарем в правой; перед алтарем петух, справа лист сельдерея и
бык. 26 мм, 17,22 г.
Эпир,
Сиракузы. Пирр. Золото, статер. Около 278-275 г. до н.э. Аверс: голова
Артемиды с колчаном на левом плече. Реверс: Ника в хитоне несёт трофей в
левой руке и венок в правой руке, надпись BAΣIΛEΩΣΠYPPOY. 15 мм, 4,27 г.
Македония под римским владычеством. Амфиполис. Серебро, тетрадрахма.
Около 167-149 г. до н.э. Аверс: бюст Артемиды в диадеме с луком и
колчаном на плече. Реверс: палица в дубовом венке, надпись ΜΑΚΕΔΟΝΩΝΠΡΩΤΗΣ. 31 мм, 17,01 г.
Македония. Амфиполис. Филипп II.
Серебро, 1/5 тетрадрахмы. Всего вопросу. Около 348-342 г. до н.э.
Аверс: голова Артемиды с колчаном на левом плече. Реверс: всадник на
коне. 14 мм, 2,44 г.
Херсонес Таврический. Драхма. 2-1 г. до н.э. Аверс: Артемида Парфенос в короне. Реверс: олень, надписи XEP и MOIΡIOΣ. 3,86 г.
Дионис (Вакх, Бахус) — младший из олимпийцев, бог растительности,
виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и
религиозного экстаза. До открытия Микенской культуры позднейшие
исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель,
поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей
музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму
и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи
свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В
римской мифологии ему соответствует Либер. С этим божеством традиционно
связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти
более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как,
прежде всего, бога производящей силы, был бык.
Понт. Амисос. Бронза. 85-65 г. до н.э. Митридатовы войны. Аверс:
голова Диониса в венке из плюща. Реверс: тирс, прислоненный к священной
корзинке, задрапированной шкурой тигра; надпись AMIΣOY. 21 мм, 8,4 г.
Сицилия, Наксос. Серебро, драхма. Около 460 г. до н.э. Аверс:
бородатая голова Диониса в венке из плюща. Реверс: обнаженный бородатый
Фавн сидит с канфаром в правой руке; надпись ΝΑΧΙΟΝ. 19 мм, 4,3 г.
Фессалия, Ламия. Серебро, гемидрахма. Около 400-350 г. до н.э.
Аверс: голова Диониса в венке из плюща. Реверс: амфора, сверху лист
плюща, справа прохус. 17 мм, 2,77 г.
Иония, Фокея. Электр, гекта. Около 377-326 г. до н.э. Аверс: голова Диониса в венке из плюща. Реверс: квадрат. 10 мм, 3,55 г.
Государство Селевкидов, Сирия. Антиох VI
Дионис Эпифан. Серебро, тетрадрахма. 143-142 г. до н.э. Аверс: голова в
диадеме. Реверс: Диоскуры верхом на лошадях с копьями, надпись BAΣIΛEΩΣANTIOXOYEΠΙΦANOUΣΔIONYΣOY. 23 мм, 16,67 г.
|