Этот пробный рубль является одной из величайших редкостей русской
нумизматики. Портрет не подписан. Кто же был гравером? Ответ не известен
до сих пор. Даже в коллекции одного из величайших русских нумизматов –
Великого Князя Георгия Михайловича не было подобной монеты – ему были
известны только два экземпляра, один из которых находился в
Государственном Эрмитаже, а другой – в частной коллекции.
Эта монета превосходит по сохранности оба других известных
экземпляра, и увеличивает количество известных монет до трех.
Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала
отличным чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и
эстетика её окружения ни в малой мере не уступала уровню ведущих
европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и на медальерном искусстве,
которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем. На
Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера
работали рука об руку с Самойлой Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему
принадлежали характерные портреты Екатерины II на рублевиках – основной
монетной продукции Петербургского монетного двора. Основные типы бюста –
1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд исправлений и улучшений,
которые были призваны удовлетворять как требования монетного двора, так
и нужды политики, но в особенности - личные амбиции и вкусы
императрицы.
В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового
монетного портрета Екатерины. Вполне очевидно, что послужило причиной:
бюст первого портретного типа рублей 1762-1765 годов показывал Екатерину
моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка вперед, так что ее
плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то
чтобы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не
представлялся достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы
Всея Руси. Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни
рассматриваемый нами пробный рубль. Очевидно, что заказ был официальный -
об этом говорят как знаки монетного двора, так и инициалы монетного
мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец официальный
портрет императрицы. Можно с уверенностью утверждать, что это был
парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного
живописца – Федора Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль
влево, также было и на штемпеле, с которого отчеканена наша монета.
Таким образом, при копировании не было бы необходимости в использовании
зеркала.
В целом, бюст на пробном рубле более реалистичен, чем утвержденный тип
работы Иванова. Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия
от портретов Екатерины того периода. Медальер изобразил Екатерину с
маленьким прямым носиком, тогда как в официальной живописи того времени
нос Императрицы более массивен. Автор монетного бюста подтянул и второй
подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более идеализирован и
моложав. Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был
отвергнут. А может быть, от чеканки отказались на монетном дворе по
вполне практическим технологическим причинам: драпировки и другие детали
бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для массовой монетной
эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден, и на
сегодня известно только три экземпляра этой интереснейшей монеты.
|