В начале ХХ века Огастус Сент-Годенс был в Америке видной фигурой в
сфере искусств. Провозглашенный выдающимся национальным скульптором, он
был также человеком яркого красноречия и большого влияния в
художественном мире своего времени.
Его блеск и слава привлекли к нему внимание президента Теодора
Рузвельта, и отношения этих людей развились в теплую связь, которая была
одновременно персональной и профессиональной. В 1905 году Сент-Годенс
разработал красивую инаугурационную медаль для президента. Довольный и
увлеченный Рузвельт пригласил его поработать над новыми проектами двух
самых больших золотых монет США - "двойным орлом" ($20) и "орлом" ($10),
а также для монеты в один цент (эта монета не была выпущена).
Сент-Годенс принял вызов и погрузился в проект со всей его потрясающей
энергией и квалификацией. Президент и скульптор оба восхищались
горельефами монет древней Греции, и оба были согласны, что золотые
монеты США по образцу этой модели будут великолепны. Таким образом,
новые монеты оказались бы абсолютно контрастны по отношению к двум
непримечательным монетам, которые они были призваны заменить - $10 и $20
«коронованная голова», несших в своем дизайне мотивы изобразительного
искусства первой половины ушедшего XIX века.
Работа над проектом затянулась. Не смотря на ухудшение здоровья,
Сент-Годенс создал превосходные проекты обеих золотых монет. Наиболее
значительным шедевром стала монета "двойной орел" в $20 . На лицевой
стороне этой монеты изображен портрет Свободы в полный рост с факелом в
правой руке и оливковой ветвью в левой. Она совершает шаг в лучах
солнечного света, слева от ее развевающегося платья изображено здание
Капитолия США. Ее окружают 46 звезд - по одной для каждого штата,
входящего в США в то время. На обратной стороне монеты изображен
захватывающий дух полет орла в лучах солнца. Выше орла, двумя полукругами нанесены надписи UNITED STATES OF AMERICA и TWENTY DOLLARS.
Сент-Годенс разместил еще один девиз, E PLURIBUS UNUM, вдоль ребра
монеты, таким образом, уменьшив загруженность лицевой стороны. Они с
Рузвельтом договорились об отсутствии девиза IN GOT WE TRUST на новых
"двойных орлах", но богобоязненные члены Конгресса заметили это и
приняли постановление о дополнение этим девизом более поздних выпусков
(с конца 1908 года). На монетах, произведенных согласно этому указу,
девиз появляется по окружности солнечного диска на реверсе. Рузвельт и
Сент-Годенс предполагали, что монеты должны чеканиться в горельефе,
чтобы была видна каждая изящная деталь изображения. К сожалению,
художник умер в 1907 году, почти накануне дебюта монет. В то же время
Рузвельт в свою очередь был озабочен более неотложными государственными
делами. Все это, вкупе с требованиями, предъявляемыми к серийно
производящимся монетам, дали главному граверу монетного двора Чарльзу Е.
Барберу возможность произвести облегчение рисунка штемпеля монеты.
Этого требовал быстродействующий монетный стан, к тому же монеты с
горельефом занимали больше места при упаковке в стандартные свертки.
Однако дизайн монет оказался настолько удачным, что даже и в
облегченном варианте они выглядели прекрасно. И к счастью,
первоначальный проект Сент-Годенса был сохранен с помощью выпуска
маленьких партий монет с двумя вариантами горельефа (высокий и очень
высокий) в 1907 году, причем для даты на этих монетах использовались
Римские цифры - MCMVII. Первые массовые выпуски были так же сделаны с
горельефом. Но после чеканки около 11 250 монет, должностные лица
Монетного двора установили штемпели, имевшие более низкий, облегченный
рисунок. Этими штемпелями и была отчеканена вся остальная часть тиража.
Как будто стремясь подчеркнуть переход от классики к коммерции, монетный
двор заменил римские цифры в обозначении года на арабские.
Монеты по проекту Сент-Годенса выпускались каждый год с 1907 до
1916. После трехлетнего перерыва их чеканка возобновилась в 1920 году и
продолжалась до 1933 года. Помимо монетного двора Филадельфии, монетные
дворы в Денвере и Сан-Франциско так же выпускали эти монеты, но не в
каждый год. Знак монетного двора указывался выше даты и ниже авторских
инициалов (ASG). С 1929 года и до конца выпуска, только что отчеканенные
монеты почти полностью сохранялись как часть золотого запаса США, и
только немногие из них выпускались в обращение. Почти все они были
переплавлены, наряду с более ранними "двойными орлами", в порядке
исполнения закона о золотом запасе, принятом в 1933 году другим
президентом Рузвельтом, кузеном Теодора, Франклином. В результате
"двойные орлы", датированные 1929-1932 гг. чрезвычайно редки сегодня.
Монетный двор произвел почти полмиллиона монет, датированных 1933 годом,
но правительство хранит их, и они никогда не были выпущены в обращение.
Таким образом, обладание такими монетами - незаконно. Выпуск "Двойной
орёл Сент-Годена", или как его кратко называют в Америке "Saints", в
1933 году стал концом регулярного выпуска золотых монет в США.
Объемы выпуска монет были обычно умеренными, но не маленькие тиражи,
а повсеместная переплавка их на золото, прежде всего, стала причиной
возникновения основных редкостей, в том числе 1927-D, 1920-S, 1921,
1930-S и 1932. Сохранность многих из этих раритетов была обеспечена
благодаря большому количеству золотых монет, размещенных в Швейцарских и
Французских банках. Начиная с 50х годов, десятки тысяч "Saints" нашли
свой путь назад в страну их происхождения в руки коллекционеров.
Доказательством их чрезвычайной редкости является, например, то, что
только 687 монет выпуска 1908-1915 гг. когда-либо предлагались для
продажи.
В 1986 году Казначейство США выказало Сент-Годенсу самое высокое
уважение, поместив проект аверса его монет на серии американских
биллонных монет-слитков.
Поскольку большинство людей в США полагают, что "двойной орел" -
наиболее красивая монета в мире, самые значительные собрания монет в
Америке состоят из золотых монет по $20. Недавно один из крупнейших
торговых агентов США сообщил, что некое полное собрание из 53 золотых
монет было закончено. Требуется несколько лет и более пяти миллионов
долларов, чтобы закончить такое собрание.